ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕСИЙ ЧЕРНОВИЦКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСИЛАННЯ на статтю обов'язкове!


Вихідні дані: Луцан И.В. Особенности организации направлений духовно-просветительской деятельности религиозных конфессий Черновицкой области / И.В. Луцан // Международной электронной научной журнал «Studia Humanitatis» / Гол. ред. А.С. Мельков.– Режим доступа : http://st-hum.ru/content/lucan-iv-osobennosti-organizacii-napravleniy-duhovno-prosvetitelskoy-deyatelnosti

 

 

УДК 2-76(477.85),,1991/2010”


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ

ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕСИЙ ЧЕРНОВИЦКОЙ ОБЛАСТИ

Луцан И.В.


   В статье на основе архивных источников и материалов сделана попытка проследить и проанализировать процесс реализации духовного просвещения в Черновицкой области в первые два десятилетия независимости Украины, при содействии религиозных конфессий края, а также влияние иностранных религиозных центров на религиозную атмосферу области при содействии миссионерства.

   Ключевые слова: духовно-просветительская деятельность, катехизация, евангелизация, миссионерство, религиозные конфессии.

 

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF SPIRITUAL

AND EDUCATIONAL ACTIVITIES BY

RELIGIOUS DENOMINATIONS IN CHERNIVTSI REGION

Lutsan I.V.


         On the basis of archival sources and materials the attempt is made to trace and analyze the implementation of process of spiritual enlightenment in Chernivtsi region in the first two decades of independence of Ukraine, with the assistance of religious denominations of the region and influence of foreign religious centers in the religious atmosphere of the region in terms of missionary service.

   Keywords: spiritual and educational activities, catechesis, evangelization, missionary, religious denomination. 

 

   В условиях всеобщей глобализации общественной жизни, с особой остротой встала проблема внедрения идей духовного просвещения, формирования нового мышления, в свою очередь, предполагает обращение как общества, так и каждого человека к мощному гуманистического потенциала христианских ценностей. Поэтому не менее важной задачей, которая стоит перед религиозными организациями, наряду с возрождением духовности, традиций, религиозности и формирования системы морально–этических основ украинского общества, является социальная активность и духовно–просветительская деятельность конкретных конфессий. Уже стало традицией, которая является присущей и для буковинского региона, что церковные институты, реализуя свои социальные функции, активно занимаются не только духовными потребностями верующих (евангелизация/катехизация), что особенно актуально и ожидаемым, но и занимаются проблемами социально незащищенных слоев населения. Действительно, Церковь в Украине, которая стала влиятельной общественной институцией, не могла ограничиться сугубо внутренней деятельностью и удовлетворять исключительно церковно-обрядовые потребности верующих.

   Целью нашей научной разведки является исследование специфики организации направлений духовно-просветительской деятельности религиозных организаций Черновицкой области в первые два десятилетия независимости Украины.

   Источником базы работы составили материалы отдела по вопросам охраны культурного наследия, национальностей и религий Черновицкой облгосадминистрации; обращения и заявления с церковной проблематики государственных и религиозных деятелей и учреждений; материалы епархиальных управлений края и религиозных организаций; официальные церковные документы и выступления деятелей отдельных конфессий как области, так из–за границы; материалы светских и религиозных СМИ, интервью и тому подобное.

   Углубляя свой взгляд в прошлое, стоит заметить, что восстановление суверенитета Украинского государства начало новую веху в истории духовно-просветительской деятельности Церкви. Уже в начале 90-х гг. ХХ в. в Черновицкой области дело катехизации религиозных организаций активно начала возрождаться и очень быстро стала неотъемлемым атрибутом общественной жизни края. Об этом красноречиво свидетельствует информационный отчет от 27 января 1992 г. №55: «Восстановление исторической справедливости и конституционных и правовых гарантий свободы совести вызвали повсеместное стремление верующих, направленное, в первую очередь, на <...> открытие субботних и воскресных школ, создание молодежных клубов, библиотек, миссий, братств и монастырей» [24, л. 98]. В конце концов, оценивая состояние такого вида деятельности конфессиями края в означенный период, стоит отметить и то, что эта сфера в области за двадцать лет независимости получила выраженного многовекторного направления. В этом контексте важно также подметить, что религиозные организации региона отмечались мгновенной реакцией на вызовы назревших вопросов в этом контексте и по-особому пытались присоединиться к такому виду служения.

Безусловно, мы согласны с утверждением, что лидерство в духовно-просветительской деятельности занимают протестанты края. Ведь религиозные общины протестантов с самого начала независимости разнообразили формы духовного просвещения и активизировали его, тем самым подчеркнули простоту, значимость и открытость своих ячеек для социума, а основным направлением своей работы считали «...евангелизации населения. – Для этого широко использовались, – конгрессы, публичные проповеди, духовные концерты, посещение граждан на работе, в учебных заведениях, по месту жительства, уделялось особое внимание работе с молодежью и детьми» [6, л. 13]. В то же время активную помощь в проведении евангелизации им оказывали зарубежные религиозные центры, которые направляли в регион высокообразованных проповедников и пасторов. Здесь попутно хотелось бы сделать некоторое предостережение относительно проповеднической деятельности иностранных миссионеров, ведь такие приезды, как находим в отдельных документах [11, л. 1], часто нарушали систему учета въезда и выезда иностранцев. Поэтому учитывая такие отдельные факты, в конце 1993 г., как выход, были предприняты попытки по урегулированию миссионерской деятельности иностранцев на территории Украины с помощью внедрения изменений в статью 24 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Согласно новой редакции указанной статьи, иностранцы получили право осуществлять свою миссионерскую деятельность в пределах тех религиозных организациях, от которых они получали приглашение, а также в соответствии с официальным согласованию государственного органа, который осуществлял регистрацию устава (положения) соответствующей конфессии [9; 13 л. 146].

   Кстати, об этом красноречиво свидетельствует письмо заместителя председателя Государственного комитета Украины по делам религий В. Середы, направленный на имя начальника отдела по делам религий В. Настаса от 18 декабря 1996 г. №11–3394/4. В письме представлен перечень организаций, на которые распространялось действие Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», связанных с выполнением поручения Кабинета Министров Украины от 28 февраля 1996 г. №4331/98, а также перечень предусмотренных этим Законом действий в сфере проповеднической, обрядовой, религиозно–образовательной и другой канонической деятельности, отнесенных к компетенции только этих организаций [7, л. 1]. В другом письме, что был направлен председателем Госкомрелигий В. Бондаренко городским и областным органам власти (от 11 августа 1997 г. №10–1964/15), говорится, в частности, о немедленной необходимости в соблюдении официальных согласований по религиозной деятельности иностранных миссионеров во избежание «нежелательных ситуаций» в регионах Украины [11, л. 1].

   Наряду с этим, важную, если не определяющую, роль в этом процессе играл отдел по делам религий. В качестве аргумента, В. Настас в информационном отчете «О работе отдела по делам религий по июль 2003 г.» указывает на «запланированы встречи с руководителями новейших религиозных организаций и зарубежными миссионерами с целью ознакомления их с требованиями действующего законодательства Украины о свободе совести и религиозные организации, национально-культурными и религиозными традициями Буковины» [19, л. 2]. И действительно, это дало свои положительные результаты, ведь, как свидетельствуют источники, каждый приезд миссионера–проповедника в область подтверждался документально с обеих сторон. В этой связи уместно привести несколько примеров. Следовательно, в одном из ходатайств от 3 декабря 2003 г. №159, которое было направлено Президентом конференции АСД Г. Головачем на имя председателя ОГА, говорится: «Исполнительный комитет Буковинской конференции Церкви АСД (ул. Турецкая, 10) просит Вас разрешить въезд евангелисту из Румынии Калинчуку Георгию для совершения канонической деятельности на территории Буковинской конференции (общины с. Мамалыга, с. Тарасовка) сроком на один год с 1.01.2004 по 1.01.2005 гг. Проживание, питание, в случае необходимости, медицинское обслуживание, а также возвращение на Родину Исполнительный комитет конференции гарантирует» [16, л. 98]. В другом ходатайстве, которое было подготовлено деканом Коломыйско-Черновицкой епархии УГКЦ о. Валерием Сиротюком от 5 февраля 2003 на имя посла Украины в Брюсселе, руководителей таможенной службы и полиции информируется, в частности, следующее: «...приглашаю г. Пьера Гебетта, с целью оказания духовной и моральной поддержки нашим верующим в качестве уполномоченного представителя Семьи Святейшего Сердца Иисуса из Монреаля (Канада) в странах Восточной Европы. <...> Греко-католическая церковь берет на себя расходы на его проживание, питание и медицинское обслуживание в случае необходимости» [19, л. 19].

   Однако были и случаи нелегальных попыток пересечения границы отдельными миссионерами. Вот как такую ситуацию описывает В. Настас, отвечая на запрос начальника подразделения УСБУ в области Р. Осколова от 12 января 2004 г. №5/70: «Данных о представителе Румынской православной церкви после просмотра всех архивных и имеющихся материалов и информации Черновицкого миссионерского отдела Епархиального управления УПЦ – фамилия Данильчук В. – не значится. <...> Не получил соответствующей информации о предоставлении религиозных организаций УПЦ, УПЦ КП, УГКЦ в течение 2003-2004 гг. Соответствующих виз для пребывания в религиозных общинах и проведения миссионерской деятельности на территории области гражданином Румынии Данильчуком Виктором» [21, л. 13].

   Между тем, о законодательном обеспечении прав религиозных организаций края устанавливать регулярные связи со своими единоверцами из-за границы, свидетельствует о количестве стран, представителей которых по состоянию на 2002 г. насчитывалось в области уже 15 человек. Кстати, еще в 1992 г. установление сотрудничества в этой области, наряду с ЕХБ, ХВЕП и АСД, также были легализованы и Свидетелями Иеговы, АСД РР, назаретянами и др. [6, л. 13]. Как замечает В. Настас в докладной записке «отношении деятельности религиозных организаций протестантского направления и их участие в информационном пространстве», направленной председателю Черновицкой ОГА М. Романиву от 31 октября 2003 г. №213: «Только в этом году область посетило 215 иностранных религиозных миссионеров, в частности 133 из Германии, 59 из США, 8 из Великобритании, 6 из Канады, 4 из Румынии и 2 из Польши. По 1-му из Бельгии, Швейцарии, Дании. В отделе проводится соответствующая работа с оформлением согласований на въезд миссионеров из-за рубежа. <...> Нарушений действующего законодательства Украины относительно пребывания последних на территории области не обнаружено» [3, л. 2–3].

   Наряду с этим приведем, например, и другие данные. В 2001 г. Северную Буковину посетили 259 иностранных миссионеров. Среди них: по приглашению УГКЦ конфессию посетили всего 2 иностранных миссионеров (1 по проповедничестве и 1 по выполнению гуманитарной программы); РКЦ – 5 человек (1 – миссионерство/проповедничество, 1 – участие в конференции/съезде, 1 – межцерковная сотрудничество, 2 – преподавательская деятельность); ЕХБ – 210 человек (153 – миссионерство/проповедничество, 1 – участие в евангелизационных мероприятиях и обмен опытом, 55 – выполнение гуманитарной программы, 1 – обучения); ХВЕП – 1 человек по миссионерской и проповеднической деятельности; АСД – 7 человек (3 – миссионерство/проповедничество, 4 – выполнение гуманитарной программы); иудейские общины – 14 человек (8 – миссионерство/проповедничество, 1 – обмен опытом, 5 – выполнение гуманитарной программы); харизматические церкви – 16 человек по миссионерской и проповеднической деятельности; Свидетели Иеговы – 3 человека по миссионерской и проповеднической деятельности; Новоапостольская церковь – 1 человек на участие в евангелизационных мероприятиях и обмене опытом [1, л. 1], а в 2002 г. еще больше – 336 человек и т.д. [4, л. 2].

   Конечно, принятие мер по недопущению нарушений действующего законодательства отдельными религиозными деятелями и миссионерами из-за границы, количество которых в области заметно возрастала, привело к положительной тенденции урегулирования сложившихся обстоятельств, а наряду с этим, как нами уже было отмечено выше, – обеспечивало им конституционное право для такого вида деятельности. В подтверждение нашего тезиса приведем несколько примеров проповеднической деятельности зарубежных миссионеров в области, о которых говорится в информационных справках и в частности от 25 июля 2002 г. №117 «О религиозной ситуации в Черновицкой области за июль 2002»: «Помогали также харизматической церкви «Новая Жизнь», – информирует начальник отдела – в летнем театре, в парке им. Т. Шевченко – христианском благотворительном собрании с участием проповедника из США – Рика Реннера, где принято участие более 8 тыс. Человек» [18, л. 55]. Другое – в справке от 30 августа 2004 г. №173: «Буковинская Конференция АСД пригласила евангелиста из США Лома Линда, который с 1 по 15 августа в муздрамтеатре г. Черновцы прочитал цикл лекций на религиозную тематику, которые посещали верующие и работники отдела. Проведение такой акции АСД способствовало углублению знаний Библии среди верующих» [15, л. 70].

   Кроме этого, зарубежные религиозные организации и центры для распространения духовно-религиозного влияния на протестантские конфессии края всячески пытались действовать и через предоставление благотворительной (гуманитарной) помощи в виде одежды, бытовой техники, товаров повседневного спроса, книг религиозного направления и др. Все это направлялось конфессиям для бесплатного распространения среди населения края. Правда, при получении багажа возникали некоторые трудности на границах стран и на самих базах, которые получали гуманитарную помощь. Поэтому для их получения требовалось дополнительное оформление необходимого пакета документов. Это можно увидеть на примере обращения от 3 февраля 2004 Президента Черновицкого городского благотворительного фонда «Новая семья» – Т. Бережной, руководителя благотворительного отделения христианской полноевангельской Поместной Церкви «Новая жизнь» – Л. Кубасовой, главного врача детской больницы – С. Сторожука и директора Буковинского центра реабилитации для взрослых и детей – А. Микицея. В нем вышеприведенные лица хлопочут перед отделом по делам религий о поддержке для рассмотрения вопросов в соответствующих инстанциях по упрощенному порядку растаможивания гуманитарной помощи. Как отмечается в документе: «...гуманитарная помощь будет передана с целью улучшения многодетных и малообеспеченных семей, детей–инвалидов и сирот, а также условий пребывания и лечения больных, труда врачей, связанной с риском заражения и заболевания ВИЧ/СПИД, гепатиты и туберкулез, и компьютеризации в бюджетные и благотворительные организации различных религиозных конфессий» [14, л. 6]. «Администрация христианской полноевангельской церкви «Новая жизнь» с. Веренчанка, – говорится в другом документе от 20 апреля 2003 г. №11, – просит Вашего ходатайства перед Кабинетом Министров Украины по вопросу гуманитарной помощи о выделении ее в виде одежды и обуви б/у из груза, который прибудет от поместной церкви «Завета Иисуса Христа» от Норвежской миссии «Возрожденное сердце» [22, л. 1]. Также, как информирует начальник управления здравоохранения С. Малыш в сообщении №1288 от 2 августа 2005 г. , направленном на имя Государственном Департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и производителей медицинского назначения: «Управление охраны здоровья Черновицкой облгосадминистрации подтверждает, что изделия медицинского назначения, поступивших в адрес миссии милосердия «Единая Надежда» (г. Черновцы, ул. Красноармейская, 246) от пятидесятнической Церкви г. Гносьйо, Швеция, согласно дарственной письмо б/н от 02.05.2005 года, СMR б/н от 02.02.2005 года, как гуманитарная помощь, находится в хорошем состоянии и пригодны к использованию и будут переданы в больницы и медицинские учреждения города и области» [16, л. 121, 123]. Следовательно, согласно проведенного анализа и выводов Госкомрелигий, как информируется в письме-уведомлении от 31 марта 1998 г. №10-785/15 председателя Черновицкой ОГА, благотворительная деятельность религиозных организаций в сфере гуманитарной помощи составляла почти 50%, от того, что поступало в Украине из-за границы [5, л. 7].

   Здесь можно сказать даже больше – из-за границы выделялись значительные средства для укрепления материально-технической базы областных церквей и строительства новых культовых сооружений [5, л. 7]. Довольно отчетливо об этом высказывается В. Настас в письме–уведомлении №58 от 5 апреля 2002 г., в котором информирует заместителя председателя Госкомрелигий М. Маломужа, следующее: «Сообщаю <...> относительно материально–технической помощи <...> Независимой церкви ЕХБ г. Черновцы с США – 7900 долларов США. Из Голландии – 4500 немецких марок. Из Германии – 1600 марок, 50 шт. дверей, 25 шт. окон. Миссия «Фиденсботе» /Германия/ предоставила 900 кв. м. материала для кровли стен и потолка. Областному объединению ХВЕП оказывалась помощь из Румынии, США, Швеции, Норвегии как пожертвования, но конкретные суммы руководство объединения называть отказывается. Другим религиозным конфессиям области материальная помощь, по словам их руководителей, не предоставлялась» [18, л. 29]. Таким образом, необходимость поиска сотрудничества протестантских конфессий края и зарубежных центров стала очевидной. Однако, к сожалению, должны признать и то, что благотворительная деятельность, по свидетельству источников [10, л. 1], использовалась иногда религиозными организациями и в полезных целях, дискредитировало этот гуманистический акт как внутри страны, так и за ее пределами и в отдельных случаях, такая деятельность приобретала уголовную окраску. Следовательно, как сообщается в отчете за 2006 г. От 13 января №2: «количество гуманитарной помощи, ввозимой из-за рубежа, уменьшается ежегодно. Такое положение вещей объясняется, скорее всего, постоянным усложнением процедур оформления, перевозки и выдачи багажа гуманитарной помощи. Но религиозные организации реализуют свои гуманитарные проекты, в основном, за счет добровольных пожертвований, расширяется сеть обеспечения питанием (одноразовыми горячими обедами социально незащищенных слоев населения в бесплатной форме)» и т.д. [8, л. 30]. В этой связи важно отметить, что благодаря таким формам и методам, зарубежные религиозные центры пытались обеспечить контроль над религиозными организациями, что, по нашему мнению, имело и некоторый негативный оттенок для религиозной среды как Северной Буковины, в частности, так и Украины в целом.

   Вне всякого сомнения, воздействуя на сознание человека благодаря просветительской и благотворительной деятельности, достаточно продуктивно в этой области, пытаясь всячески способствовать формированию духовно–нравственных качеств, действовали и сами конфессии края, положительно отражалось на процессах построения гражданского общества. И действительно, когда внимательнее присмотреться, то обнаружим, что религиозные организации области постоянно обеспечивали это направление работы. Примеров такого вида деятельности – достаточно. Один из них находим в официальном обращении ХВЕП на имя председателя ОГА Т. Бауэра от 30 апреля 2001 г. №16. «...Просим Вашего разрешения, – отмечается в письме религиозной общины, – на размещение передвижного шатра для проведения благотворительных служений на территории населенных пунктов Хотин, Путила, Глибока, Сторожинец, Берегомет, Вижница, Кицмань, Сокиряны, Новоднестровск. В программе: проповедь о духовном возрождении человека, декламация стихов на духовную тему, пение церковного хора, участие христианских музыкальных групп» [20, л. 21]. В другом документе, направленном организационном отдела ОГА от 21 ноября 2001 г. №179, заместитель начальника отдела по делам религий П. Кищук сообщает об организации мероприятий в пределах области, которые будут проводиться областным объединением ЕХБ – миссионерская акция «От сердца к сердцу» и областным объединением АСД – «Счастливая семья 3-го тысячелетия», который планировался в областном центре творчества детей и юношества «Юность Буковины» [20, л. 119]. А в информационном отчете за февраль 2003 г. №40 В. Настас пишет об осуществлении благотворительной акции в детском противотуберкулезном санатории «Садгора», которая проводилась при содействии отдела и христианской миссии ХВЕП «Единственная надежда» в период с 17 по 23 февраля н.г.  На акцию было собрано 20 тыс. грн. [19, л. 2].

   Более того, иногда мероприятия такого направления могли проводиться и по несколько раз в месяц. Приведем некоторые из них. 7 мая 2002 г. при содействии отдела и обществом ХВЕП в летнем театре (парк им. Т. Шевченка) было проведено благотворительное служение, в котором приняли участие более 2 тыс. участников и собрано 3500 грн. за несколько дней, 10 мая, совместно с АСД в областной филармонии было проведено благотворительный пасхальный концерт, во время которого собрано 648 грн. и передано областной наркологический диспансер для лечения больных. Поэтому, 18 мая харизматическая церковь «Новая Жизнь» в доме офицеров г. Черновцы провела благотворительный концерт с участием одной тыс. Человек. Наряду с этим стоит упомянуть и об акциях противодействия наркомании, алкоголизма и курения, которая проводилась 25 мая при содействии ОГА в г. Черновцах на Соборной площади областным объединением АСД [18, л. 21].

   Интересно, что со стороны протестантских организаций были частые попытки распространить свое вероучение в буковинском регионе не только из проповедничество/катехизацию, но и через публичные показы религиозных фильмов, которые демонстрировались лидерами конфессий в рамках проведения встреч. По этому поводу для логического воплощения задуманного в Черновицкой ОГА было направлено ходатайство Президента Всеукраинского союза объединений ЕХБ Г. Коменданта, председателя областного объединения ЕХБ В. Коцюруба и председателя Госкомрелигий В. Бондаренко от 4 февраля 2002 г. №6-315/15 «О проведении в ряде городов и сел Черновицкой области миссией «Украина для Христа» евангельских мероприятий с показом фильма «Иисус» с 15 июня по 15 октября 2002 года» [18, л. 69]. Как стало известно из других документов, после детального рассмотрения ходатайства было перенаправлено В. Настасом на имя председателя ОГА от 14 июня т. г. №94, с просьбой: «...по возможности, предоставить Союза ЕХБ содействие в проведении этой работы» [18, л. 52, 70].

   К этому также хотим добавить, что религиозными организациями активно проводилась духовно-просветительская деятельность и через информационное пространство. Речь идет, прежде всего, об участии в телевидении и радиопередачах. Необходимо заметить, что с обретением независимости религиозный сегмент в информационном пространстве области освещался на телевидении и радио, как правило, сначала постепенно. Например, сюда можно отнести: церковные богослужения, обращение религиозных деятелей в праздничные дни, важные события в жизни конфессии; также – информативные блоки по благотворительности, строительства культовых сооружений, открытие, освящение храмов разных конфессий и тому подобное. Следовательно, с каждым годом представители религиозных организаций края все чаще стали заявлять о себе на телеэкранах и радиопередачах как о деятельных участников общественных процессов. Этот тезис можем подтвердить информации В. Настаса, которую он приводит в докладной записке от 31 октября 2003 г. №213: «Верующие, особенно протестантского направления, – отмечает начальник отдела по делам религий, – воспользовавшись поручению Кабинета Министров Украины от 28.10.1999 г. №23325/5 Указа Президента Украины «о мерах по развитию духовности, защиты морали и формирования здорового образа жизни граждан» от 27.04.1999 г. №456, обратились к областной гостелерадиокомпании о возможности их выступлений в передачах телевидения и радио <...> Традиционными становятся трансляции богослужений в дни больших религиозных праздников православных, католической и греко-католической церквей» [3, л. 3].

   В этой связи уместно привести и другие подтверждающие факты. В одном письме от 29 октября 2003 г. №372, которое было направлено в отдел по делам религий, генеральный директор Черновицкой областной государственной телерадиокомпании А. Казимирский доводит до сведения В. Настаса о результатах годовой работы, проводимой с религиозными организациями в сфере телевидения и радиовещания. Приведем некоторые из них: в течение 2003 г. был подготовлен цикл телепередач «Строим храм» (один раз в месяц, объемом 20 мин.), В которых освещалась информация о проведении богослужений, строительства и освящений церковных сооружений в области. Наряду с этим, больших церковных праздников (Рождества, Благовещения, Пасхи, Пятидесятницы, Преображения и др.) По инициативе Черновицкой областной государственной телерадиокомпании (далее – ЧОГТРК) и лидеров конфессий края регулярно готовились репортажи и отдельные передачи. В частности, как отмечает генеральный директор: «6.01.2003 верующих приветствовали Митрополит Буковинский и Черновицкий Даниил, митрополит Черновицкий и Кицманский Варлаам, митрополит Буковинский и Черновицкий Онуфрий, митрополит Буковинско–Коломийской епархии Владыка Кир Павел Василик, 20.04.2003 – декан костела Воздвижения Честного креста митрат Петр Собчак» [12, л. 1]. Также подготовлен ряд репортажей из Вознесенского Банченского мужского монастыря УПЦ МП по случаю проведения различных событий, как правило, благотворительных. Более того, радиопрограмма «Верую» – о создании приюта для детей-сирот и благотворительность настоятеля этого монастыря отца Лонгина (с 2002 г. – Викарный епископ Черновицкой епархии УПЦ МП, в миру Михаил Васильевич Жар), заняла второе место на фестивале телерадиопрограмм «Украина – родной край».

   Мы не можем обойти вниманием и событие, которое связано с празднованием 10-летия со времени возрождения философско-теологического факультета ЧНУ им. Ю. Федьковича, широко освещалось на телевидении и радио. Празднование проводились с участием Святейшего Патриарха Киевского и всей Руси-Украины Филарета и многочисленного духовенства Киевского Патриархата [12, л. 2]. В этой связи стоит добавить, что философско-теологический факультет, учитывая этноконфессиональных специфику региона, стал базовым для ежегодного проведения Международного дня религиозной свободы, часто заканчивался участием преподавателей факультета на теле и радиопередачах города. Более того, факультет активно привлекался и к циклу программ, в эфире которых обсуждались актуальные вопросы социально-значимой работы церквей, чтение дисциплин религиоведческого цикла в школах, объединение усилий религиозных организаций в духовном оздоровлении общества, проблемы секуляризации, межконфессиональных и государственно церковных отношений, темы богословского направления и т. п. [23, с. 20].

   Между тем, как свидетельствуют источники, в области были созданы программы и с участием церковных хоров и хоровых коллективов, в частности: хора кафедрального собора УПЦ КП св. Параскевы Сербской, хора храма Успения Пресвятой Богородицы и молодежного коллектива «Аксиос» УГКЦ [12, л. 2]. Кроме того, в эфирах буковинских телеканалов начала транслироваться программа «Музыкальная проповедь» отца Валерия Сиротюка (Синкел Буковинского викариата Коломыйско–Черновицкой епархии УГКЦ) [2]. Постоянной в информационных выпусках радио была и рубрика «Религиозный календарь», которая готовилась по материалам В. Скуративского и И. Сележана [12, л. 2]. Также было несколько программ, в которых освещались проблемы религии, христианского образа жизни, смысла морали, задачи и смысла культуры и искусства в свете христианства христианского вероучения. Например, «Алло, мы Вас слушаем» проводилась преимущественно к дням выдающихся церковных и государственных праздников. Одна из них была проведена на областном телевидении ко Дню независимости в формате «круглого стола». Во время прямого эфира начальник отдела В. Настас совместно с митрополитом Даниилом (Ковальчуком) УПЦ КП, деканом УГКЦ о. В. Сиротюком и епископом ХВЕП П. Карповым обсудили состояние религиозной ситуации в регионе, перспективы развития межконфессиональных и государственно-церковных отношений и т. д. [21, л. 141]. Эти программы были довольно популярными среди разновозрастной аудитории. В то же время неоспоримым является и то, что: «Все материалы о деятельности религиозных конфессий, – как замечает А. Казимирский, независимо от вероисповедания – готовятся к эфиру бесплатно» [12, л. 2]. Этот тезис подтверждает и еще один документ от 7 февраля 2002 г. №15: «В связи с этим (проведение акции против наркомании в г. Черновцы церковью «Новая жизнь». – И.Л.) представитель указанной церкви, – сообщает В. Настас, – просит выступить по телевидению с соответствующей рекламой, которая могла предоставить им на бесплатной или льготной основе» [17, л. 53]. Правда, исключением были программы: радиопередача «Дорога к храму» (ХВЕП) – объемом 19 мин., 1 раз в неделю: «Семейный библейский час» (ХВЕП) – объемом 15 мин., 1 раз в неделю и программа «Возрождение» (ЕХБ) – объемом 14 мин., 1 раз в неделю, которые готовились на средства этих же религиозных общин. Кроме этого, на ТВА еженедельно по 30 мин. использовала телеэфир харизматическая церковь «Новая жизнь» (на договорной основе) [17, л. 4–5]. Итак, вполне очевидно, что все конфессии края имели полное право на временные «окна» в телерадиоинформационном пространстве Буковины, который распределялся в зависимости от их культурной и социальной активности, а также общественную значимость каждой конфессии в частности, что, в свою очередь, обеспечивало им проводить широкую духовно–просветительскую деятельность среди жителей области и в этом направлении.

   В общем можно констатировать, что масштабы духовно–просветительской деятельности, которую развернули религиозные конфессии в области, свидетельствуют о заметном присутствии верующих разных вероисповеданий почти во всех сферах социальной жизни, сопровождалось расширением и укреплением общественной поддержки их просветительских проектов и инициатив. Наряду с этим нужно отметить и то, что такое служение при значительной активности религиозных организаций в области развивалось далеко не беспроблемно, но несмотря на это, оно действенно влияло на развитие духовно–просветительских традиций, на формирование личности, аккумулируя ее духовную сущность, направляя ее к достижения тех нравственных качеств, основой которых являются высшие понятия добра, веры, любви.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Дані про мету в’їзду іноземців в Україну на запрошення релігійних центрів та організацій області станом на 1 січня 2002 р. Копія // ПДВСРЧО. – 1 арк.
  2. Декрет правлячого Архієрея Коломийсько-Чернівецької єпархії єпископа Миколи Сімкайла ,,Про митрофорного протоієрея Валерія Сиротюка Синкелом (Вікарієм) новоутвореного Буковинського вікаріату Коломийсько-Чернівецької єпархії Української Греко-Католицької Церкви” №27/3 від 17 квітня 2006 р. [Електронний ресурс] : за даними сайту Коломийсько-Чернівецької єпархії УГКЦ. – Режим доступу : http://diocese.ko.if.ua/official/08.html. Назва з екрану. – Дата звернення : 20.02.2016.
  3. Доповідна записка начальника відділу у справах релігій при Чернівецькій ОДА В.М. Настаса до голови Чернівецької ОДА М.В. Романіву щодо діяльності релігійних організацій протестантського напряму та їх участь в інформаційному просторі області. Копія. 31 жовтня 2003 р. №213 // ПДВСРЧО. – 5 арк.
  4. Доповідна записка начальника відділу у справах релігій при Чернівецькій ОДА В.М. Настаса до начальника управління з питань сім’ї та молоді М.І. Семенюка з приводу соціального та освітньо-виховного забезпечення віруючих релігійних громад краю. Копія. 31 березня 2003 р. №68 // ПАВСРЧО. – 3 арк.
  5. Доповідь про стан релігійної ситуації в області та окремі напрями державної політики щодо релігії та церкви. Копія. 1994 р. // ПДВСРЧО. – 9 арк.
  6. Доповідь про стан релігійної ситуації в області та шляхи її стабілізації станом 1993 р. Копія. 1993 р. // ПАВСРЧО. – 15 арк.
  7. Звернення першого заступника голови Державного Комітету у справах релігій В. Середи до начальника відділу у справах релігій при Чернівецькій ОДА В.М. Настаса про вжиття заходів щодо проведення у відповідність з чинним законодавством України статутної та позастатутної діяльності громадських об’єднань. Копія. 18 грудня 1996 р. №11-3394/4 // ПАВСРЧО. – 3 арк.
  8. Інформаційний звіт про стан та тенденції розвитку релігійної ситуації, державно-церковних відносин у Чернівецькій області за 2006 р. Оригінал. 13 січня 2007 р. №2 // ПДВСРЧО. – 34 арк.
  9. Конституція України. Закон України ,,Про внесення доповнень і змін до Закону Української РСР ,,Про свободу совісті та релігійні організації” №3795-ХІІ від 23 грудня 1993 р. (Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1994, N 13, ст.66 ). – Законодавча база ВРУ [Електронний ресурс] : за даними веб-порталу ,,Верховна Рада України”. – Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/3795-12. – Назва з екрану. – Дата звернення : 20.02.2016.
  10. Лист виконуючого обов’язки голови Держкомрелігій В. Середи до голови Ради у справах релігій при Раді міністрів Автономної Республіки Крим, начальникам управлінь (відділів) у справах релігій обласних, Київської та Севастопольської міських державних адміністрацій з приводу виконання доручення Кабінету Міністрів України №4631/45 від 20 березня 1998 р. щодо добродійної діяльності релігійних організацій. Копія. 31 березня 1998 р. №10-785/15 // ПДВСРЧО. – 1 арк.
  11. Лист голови Держкомрелігій В. Бондаренка до голови Ради у справах релігій при Раді міністрів Автономної Республіки Крим, начальникам управлінь (відділів) у справах релігій обласних, Київської та Севастопольської міських державних адміністрацій з приводу порушень Закону ,,Про свободу совісті та релігійних організацій” окремими міськими та обласними державними органами у справах релігій. Копія. 11 серпня 1997 р. №10-1964/15 // ПАВСРЧО. – 2 арк.
  12. Лист-відповідь генерального директора Чернівецької обласної державної телерадіокомпанії А.Г. Казимирського до начальника відділу у справах релігій при Чернівецькій ОДА В.М. Настаса з повідомленням про висвітлення релігійної проблематики у передачах телебачення і радіо. Копія. 29 жовтня 2003 р. №372 // ПДВСРЧО. – 2 арк.
  13. Поточний архів відділу у справах релігій Чернівецької облдержадміністрації (далі. – ПАВСРЧО). – Оп. 5. – Спр. 5. Листування з ОДА, управліннями, відділами, райдержадміністраціями, органами місцевого самоврядування (з 12 січня 2005 р. по 30 грудня 2006 р.). – 163 арк.
  14. ПАВСРЧО. – Оп. 1. – Спр. 1. Листування з керівниками релігійних конфесій, церквами, релігійними організаціями (з 1 січня 2004 р. по 1 січня 2005 р.). – 29 арк.
  15. ПАВСРЧО. – Оп. 5. – Спр. 5. Документи стосовно релігійної ситуації в області, звіти, інформації, листування з Держкомрелігій (з 1 січня 2004 р. по 1 січня 2005 р.). – 100 арк.
  16. ПАВСРЧО. – Оп. 5. – Спр. 5. Листування з ОДА, управліннями, відділами, райдержадміністраціями, органами місцевого самоврядування (з 12 лютого 2005 р. по 19 грудня 2005 р.). – 181 арк.
  17. ПАВСРЧО. – Оп. 5. – Спр. 7. (Висновки). Листування з ОДА, управліннями, відділами, райдержадміністраціями, органами місцевого самоврядування (з 1 січня 2002 р. по 1 січня 2003 р.). Ч. 1. – 255 арк.
  18. ПАВСРЧО. – Оп. 5. – Спр. 5. (Висновки). Документи стосовно релігійної ситуації, звіти, інформації, листування з Держкомрелігій (з 1 січня 2002 р. по 1 січня 2003 р.). – 112 арк.
  19. ПАВСРЧО. – Оп. 5. – Спр. 5. Документи стосовно релігійної ситуації, звіти, інформації, листування з Держкомрелігій (з 24 лютого по 28 грудня 2003 р.). – 111 арк.
  20. ПАВСРЧО. – Оп. 5. – Спр. 7. (Продовження за 2001 р.). Листування з ОДА, управліннями, відділами, райдержадміністраціями, органами місцевого самоврядування (з 1 січня 2002 р. по 1 січня 2003 р.). Ч. 2. – 154 арк.
  21. ПАВСРЧО. – Оп. 7. – Спр. 7. Листування з ОДА, управліннями, відділами, райдержадміністраціями, органами місцевого самоврядування (з 1 січня 2004 р. по 1 січня 2005 р.). – 190 арк.
  22. Прохання адміністрації повноєвангельської Церкви ,,Нове життя” c. Веренчанка до начальника відділу у справах релігій при Чернівецькій ОДА В.М. Настаса з вимогою клопотати перед Кабінетом Міністрів України про виділення їхній Церкві гуманітарної допомоги. Оригінал. 20 квітня 2003 р. // ПАВСРЧО. – 1 арк.
  23.  Філософсько-теологічний факультет : історія та сучасність (1875-1940, 1993-2013 рр.) : кол. монографія / гол. ред.: Балух В.О. – Чернівецький нац. ун-т, 2013. – 224 с.
  24.  Центральний державний архів вищих органів влади та управління України м. Київ. – Ф.4648. – Оп. 7. – Спр. 640 (0-4-1). Статистичні довідки про кількість релігійних громад, культових споруд та недільних шкіл, надісланих уповноваження Ради з областей та м. Києву за 1991 р. (з 1 січня 1992 р. по 1 серпня 1992 р.). – 103 арк.

 

Сведения об авторе:

Луцан Игорь Васильевич – преподаватель Богословского отделения Киевской православной богословской академии при философско-теологическом факультете Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича (Черновцы, Украина).

Е-mail: zan-lu@mail.ru

 

Information about the author:

  Lutsan Ihor Vasyliovych is a graduate student of cultural studies, religious studies and theology of philosophical and theological faculty of Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University, lecturer at Theology department of the Kyiv Orthodox Theological Academy (Chernivtsi, Ukraine).

Е-mail: zan-lu@mail.ru



Создан 05 дек 2016



Київська православна богословська академія cerkva-snt.at.ua свящ. Богдан Сливка Церква.info: Офіційний веб-сайт УПЦ Київського Патріархату bogoslov.cv.ua