Некоторые размышления о христианизации Буковины




ПОСИЛАННЯ на статтю обов'язкове!

 

Вихідні дані: Луцан И.В. Некоторые размышления о христианизации Буковины / И.В. Луцан // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Том 16. Вып. 1. – СПб. : Изд-во РХГА, 2015. – С. 284-291.


Режим доступу: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-razmyshleniya-o-hristianizatsii-bukoviny

 

УДК   27-9(477.85)                                                                                                            И.В. Луцан 

 

 

Некоторые размышления о христианизации Буковины 

   На основе конкретных исторических свидетельств и археологических материалов выполнен тщательный анализ процесса проникновения христианства на территорию края. Освещены факты, которые позволяют делать выводы касательно времени и места распространения новой религии, а также особенностей совершения богослужений в христианских общинах края.

   Ключевые слова: христианство, община, богослужение, духовная культура, племена, проповедь, народности.

 

I.V. Lutsan

                                    

Propagation of christianity in Bukovina 

   Based on specific historical evidences and archaeological materials, a thorough analysis of the propagation of Christianity in the region is performed. The light is shed on the facts that can ascertain the time and place of the spread of the new religion, and the peculiarities of worship in the Christian communities within the study area.

    Key words: Christianity, community, worship, spiritual culture, tribes, preaching, nationalities.

 

   Предпринять экскурс в первую половину I тысячелетия н. э., обратившись не только к письменным источникам, но и к археологическим материалам, нас заставил интерес к вопросу проникновения христианских мировоззренческих представлений на территорию изучаемого региона.  Исторические свидетельства проникновения христианства на территорию Буковины все еще принадлежат к числу недостаточно разработанных, аргументированных и подтвержденных фактов. Исторические свидетельства проникновения христианства на территорию Буковины все еще принадлежат к числу недостаточно разработанных, аргументированных и подтвержденных фактов. От начала своего существования христианство пронизано спецификой своеобразных элементов атрибутики, обрядово-культовой практики, вероучительных и догматических идейно-смысловых доктрин, поэтому его распространение воспринималось многими народами и племенами того времени как некий вызов, но вместе с тем оно наиболее полно отвечало духовно-нравственным потребностям верующего человека. Поэтому исследуемая проблематика актуальна как в исторической ретроспективе, так и в условиях современности – ведь вопрос проникновения раннехристианских общин на территорию края и поныне вызывает интерес не только в научных кругах, но и у широкой общественности, требуя пристального внимания, новых исследований и постоянного мониторинга.

   Распространение новой религии в І веке было вызвано целым рядом конструктивных факторов. Во-первых, несмотря на массовые гонения, христианство постепенно становилось все более популярным среди населения Римской империи; во-вторых, вобрав прогрессивные для своего времени гуманистические взгляды, новая религия  приобрела способность удовлетворять потребности разных слоев жителей империи и утвердилась не только в больших городах и провинциях, но распространилась среди племен первичной периферии позднеантичного мира [23, с. 158-175]; в-третьих, важным фактором, повлиявшим на распространение новой религии, стала миссионерская деятельность ее подвижников: апостолов и их ревностных последователей, которые торговыми путями проникали в самые отдаленные уголки тогдашнего мира [24, с. 161-175].

   К вопросу о начале христианства в придунайских областях, на территории Буковины Арсений, еп. Псковский относится довольно скрупулезно, поскольку, как отмечает историк, этот вопрос окончательно не выяснен и не имеет четкого обоснования. Впрочем, у румынских и украинских историков, как отмечает исследователь, есть мнение, которое может быть сведено к трем основным соображениям. Во-первых, проникновение христианства на территорию Буковины берет начало еще в I веке, поскольку новая вера, насаждаемая посредством влияния проповеднической деятельности св. апостолов Андрея Первозванного и Андроника, распространилась по всей Скифии, в состав которой входили и земли нынешней Буковины. Современные исследователи, такие как  В.А. Балух, Б.М. Боднарюк, И.М. Грушковский, изучая отдельные аспекты этой проблематики, в своих работах обращают внимание на летописную традицию о миссионерском путешествии на территорию будущей Киевской Руси апостола Андрея Первозванного, а также на создание им нескольких христианских общин [3, с. 100-120; 8, с. 16-17]. О миссионерском путешествии св. Андрея свидетельствуют в своих произведениях писатели древности св. Ипполит, епископ Портуенский, Ориген, Евсевий Кесарийский, св. Дорофей, епископ Тирский, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие Отцы и учителя Церкви. Во-вторых, эти же события воспринимаются другими исследователями как достоверный исторический факт, с той, однако, разницей, что новая вера проникла на территорию края во II веке [2, с. 1]; в-третьих, как отмечает профессор Е. Голубинский, а вместе с ним и другие ученые, крещение буковинцев состоялось в IX  в., при посредстве и под влиянием болгар. Нельзя оставить  без внимания и ту мысль, что Е. Голубинский в своем исследовании ,,Історія Руської Церкви” критически оценивает и отвергает предание о миссионерстве ап. Андрея в европейской Скифии, при этом называя азиатскую как более вероятное место его проповеднической деятельности [7, с. 33-35]. Исходя из сказанного, Арсений, еп. Псковский, анализируя некоторые гипотезы о проникновении христианства на территорию края, придерживается мнения о том, что христианство в Дакии[1] распространилось благодаря римским колонистам во ІІ в., а значит, тогда было положено начало христианской эпохи на буковинских землях [2, с. 2]. Заметим также, что Григорий Купчанко указывает, что название ,,Дакия” в свое время предшествовало названию,,Буковина”, а также указывает, что оно применялось и к другим, граничащим с Буковиной, территориям: Молдавии, Семиградью, Угрии и т.д. в период Римской империи [14, с. 4].

   О распространении христианства среди восточно-европейского населения сообщают и некоторые археологические материалы. В первые века на севере и востоке от римской Дакии обитали племена кельтского происхождения – бастарны, которые были вытеснены многочисленными войнами и нападениями даков. К югу от бастарнов обитали тагры (тарги), которые, по представлениям А. Жуковского, населяли южную Буковину и северную Молдавию, занимались торговлей и были посредниками между даками и сарматами [10, с. 15]. Как следует из дальнейших исследований историка, в тот период на территории края обитали и другие племена (тирангеты, берлады, арапы, певкины, карпы), которые были не кочевниками, а скорее, переселенцами.

   По мнению того же Арсения, епископа Псковского, большую часть народов, населявших территорию Буковины в первое столетие, составляли исключительно христиане, поскольку массовые римские гонения не позволяли им признавать свою веру. Покидая семьи и эмигрируя в качестве колонистов, ранние христиане поселялись в Дакии, так как последняя была свободной от жестоких гонений и прелсдеований со стороны римских правителей.  Кроме того, легионы воинов, которых римские правители отсылали в разведку, большей частью состояли из христиан.  Разведки такого рода имели двойной смысл: во-первых, воины-христиане были мужественными и храбрыми, что и нужно было императорам для защиты новых завоёванных территорий империи, в во-вторых, вследствие массового распространения христианства империю необходимо было очистить от нового религиозного течения, которое, по мысли правителей, угрожало благополучию Римской империи [2, с. 3].

   Уже в начале ІІ столетия (ок. 102-107 гг.) после завоевания римлянами даков, которые расселились в востоку от Карпат, при императоре Траяне  [11, с. 53-54; 13, с. 14-15; 14, с. 4] их страна Семиградье с прилежащими областыми была преобразована в римскую провинцию. Однако, несмотря на эти обстоятельства, римское влияние мало ощущалось на территории Буковины, при том, что край относился к области Дакии, а о римском правлении в крае напоминают только находки римских монет [12, с. 19-20]. Иное мнение касательно завоевания Траяном земель Дакии в своей работе «История о происхождении румын» высказывает Петр Маиор: ,,Послѣ пораженія даковъ Траяномъ, оставшіеся опустошеннями села и горда дакійцевъ были заселены большимъ количествомъ колоничтовъ изъ романскаго міра, т. е. находившегося подъ римскимъ владычествомъ” [2, с. 3; 21, с. 11]. Аналогичное мнение высказывает Димитрий Филиппид, который в своем фундаментальном труде, основанном на изучении византийских источников, – «История древней Румынии» так говорит о переселенных Траяном колонистах Дакии: ,,Многихъ онъ переселилъ сюда и съ другой (правой) стороны Дуная, и расположилъ римскіе легіоны въ городах для защиты страны; многіе коммерсанты (ἔμποροι), ремесленники и другіе жители добровольно переселились съ правой стороны Дуная, въ надеждѣ на большіе заработки и привольную жизнь” [26, с. 142].

   В начале ІІ ст. последователи христианства заметно умножились и, как подчеркивает Арсений, еп. Псковский, христиане были даже среди царедворцев, намекая этим на дочь правителя Траяна, которая, согласно историческим источникам, тайно исповедовала христианство [2, с. 4]. Важное свидетельство, подтверждающее проникновение новой религи в племена, населявшие территорию края, находим и в богословском трактате ,,Adversus Judaeos” раннехристианского мыслителя Тертуллиана, где сказано следующее: ,,Въ кого другого увѣровали народы, если не во Христа, Который пришле? Въ кого увѣровали, какъ не во Христа, – парѳяне, мидяне, еламиты, населяющія Месопотамію, Арменію, Фригію, Каппадокію, Понтъ, Асію, Памфилію… различныя племена гетуловъ, мавровъ… галловъ и британцевъ, неподчиненных римлянамъ, но подчиненных Христу, такъ – сарматовъ, даковъ, германцевъ и скиѳовъ?... Во всѣхъ этихъ мѣстахъ царствует имя Христа, Который уже пришелъ” [28, с. 46].

   Все эти свидетельства указывают на то, что христианство проникло на территорию края благодаря римским колонистам вследствие территориально-административных устремлений и и политических интересов Траяна. Принимая во внимание исторические факты, подтверждающие проникновение христианства на территорию края, известный историк ХХ в. Н.В. Лашков, обращаясь к историческим источникам, пытается показать другую сторону этих событий. Исследователь не ставит под сомнение исторические свидетельства о том, что римские народы, культура и традиции оставили глубокий след в последениях Дакии во времена Траяна, однако справедливо и уверенно высказывает мысль о том, что основные черты и новую историческую цивилизацию христианство принесло на территорию края еще во ІІ ст. Принимая во внимание также гипотезу о том, что привнесенное в Дакию римскими колонистами, среди которых на первых порах было достаточно много христиан, христианство пришло сюда не с Востока, как ошибочно доказывают некоторые историки во главе с Голубинским [7, с. 34-35], а, скорее,  с Запада: ,,Такъ какъ во ІІ и даже ІІІ вѣкахъ Візантійской, т. е. восточной церкви, въ сторогомъ смыслѣ этого слова, еще не существовало, и пропагандою христіанства она не могла заниматься” [16, с. 23-25].

   В ІІІ в. господство Рима в капратских краях прекратилось, так как с севера вторглись германские народы. ,,Після переправи через Дніпро, – подчеркивает О. Манастирский, – відбулася битва з народом спалі; це була, мабуть, перша битва германців зі слов’янами, що історично засвідчена” [13, с. 16]. Победа позволила германцам овладеть обширными территриями между Днепром, Доном и Азовским морем, от Дона до Тисы, а также покорить сарматские и дакские племена. Все наступление германцы направили на римскую провинцию Дакия, ассимилируя сарматов, даков и романцев (римлян) [13, с. 16-17].

   Нельзя оставить без внимания и тот факт, что со второй половины ІІІ в., согласно историческим свидетельствам, Дакия была разделена на две части – ,,Дакию Траяна” и ,,Дакию Аврелиана” (территория современной Румынии). Это содействовало существенным трансформационным изменениям в обществе того времени. Во-первых, уже тогда на территории края существующие церковные общины создали епископию в Сисанах (ок. 296 г.) под патронатом св. Квирина; во-вторых, позже была создана епископия в Ремезиане, а первым ее епископом стал св. Никита (IV ст.), который, согласно исследованиям Арсения, еп. Псковского, основал дако-румынскую епископию с 4-мя монастырями [2, с. 5-6]. Как видим, церковно-религиозная жизнь края постепенно приобретала характерные особенности. Епископ, как руководитель Церкви, заботился о состоянии христианских общин, а последние, в свою очередь, верно служили иерарху и Христовой Церкви.

   Следует сказать, что в продолжение следующих веков по территории края прошла еще большая когорта народностей, таких как готы, гепиды, гунны, авары, угры, печенеги и куманы, однако только славяне с IV в. окончательно осели в Восточном Прикарпатье [10, с. 15-16; 12, с. 20; 14, с. 4-5].  Заселение территори края славянами в ІІІ-IV вв. подтверждает в своих исследования и целая плеяда буковинских историков, указывая на обозначенный период как на такой, когда рабовладельческий Рим пытался расширить свои владения за счет соседних племен и народов [18, с. 21-22].

   О неоспоримом факте существования славянских племен на территори между Днестром и Дунаем в ІІІ-IV вв. указывает также в своей работе ,,Славянские древности” Л. Нидерле, который упоминает о каких-то Певтингеровых таблицах, а точнее – картах путей Римской империи, которые, вероятно, были составлены в то время. Впрочем, в этих таблицах наряду с даками и гетами показаны и венеды. К тому же исследователь склонен считать, что название ,,венеды” обозначено в таблице дважды. Такое свидетельство дает возможность с уверенностью сказать, что венеды-славяне занимали довольно обширную территорию Центральной и Юго-Восточно Европы, а это не исключает мысли об их расселении на территории Южной и Северной Буковины [19, с. 38-40]. Исходя из соображений о том, что славянские племена переселились на територию края в течение  ІІІ-IV вв., как о том говорят вышеупомянутые ученые, Е.Голубинский придерживается иной позиции. Исследователь убедительно указывает на: ,,Съ конца четвертаго или съ начала пятаго вѣка” [6, с. 17].

   Распространению нового вероучения, как указывает украинский историк С.Пивоваров, содействовал тесный контакт позднеантичного мира с восточно-европейским населением, а именно тогда, когда императором Константином Великим христианство провозглашалось официальной государственной религией [22, с. 10]. В письменных памятках мыслителей и Отцов Церкви, а именно: Квинта Септимия Тертуллиана, Афанасия Александрийского, Иоанна Златоуста, Евсевия Иеронима, Феодорита Кирского и других находим мысль о том, что христианская вера была уже хорошо известна многим народам, которые обитали за северо-восточными границами Римской империи, а также встречаем сообщение о проникновении новой веры к скифам, готам и сарматам [4, с. 13-15; 15, с. 711-712, 724-757].

   Однако, известный австрийский историк Р.Ф.Кайндль, исследуя историю края и углубившись в подробности расселения племен и народностей, размышляет так: те несколько находок дохристианских времен и первых столетqи нашей эры, которые обнаружены в земле нынешних Черновцов, вовсе не доказывают, что здесь уже в те времена было человеческое поселение, поскольку найденные орудия и монеты могли попасть сюда с народом, который кочевал или спасался бегством, с воинами, охотниками и торговцами. Да и близ самих Черновцов не обнаружено никаких доисторических или раннеисторических поселений [13, с. 20]. Такие высказывания известного историка дают основания утверждать, что до начала ХХ в. история Буковины изучалась исключительно на основании письменных источников, а потому дальнейшие археологические исследования открыли для края новое видение исторической ретроспективы и содействовали решению спорных вопросов.

   Исследуя ранний период истории Буковины, важно отметить некоторые взгляды современных ученых, которые приходят к общему мнению о том, что в ІІІ-IV вв. население края входило одновременно в состав двух разных, разделенных рекой Прут,  политических объединений. В частности, В.М. Ботушанский подробно объясняет это явление. Ученый утверждает, что именно на этой территории в указанный период выступают две археологические культуры: черняховская[2], которая распространила свои пределы на восток от Прута, и культура карпатских курганов, распространенная к западу от Прута [9, с. 38-41; 18, с. 21-22]. Другой исследователь истори Буковины А.В. Добржанский в коллективном труде ,,Буковина: історичний нарис”, опираясь на  материалы археологических раскопок, которые дали возможность изучить распространение христианства среди первичного восточноевропейского населения, называет даже количество обнаруженных поселений: почти 250 поселений и могильников черняховской культуры и 30 памяток культуры карпатских курганов [5, с. 20]. В своем исследовании С.Пивоваров также придерживается той мысли , что в этот период на территории края проживали племена упомянутых культур, и указывает на целый ряд целый ряд памяток тех племен, которые размещались в непосредственной близости к границам Римской импери [22, с. 11]. О распространении новой веры на территории Северной Буковины в ІІІ-IV вв. говорит М.Ю. Брайчевский, который, исходя из свидетельств письменных источников, указывает на то, что в конце IV в. готы официально приняли христианство, однако в арианском варианте, даже упоминая первого епископа – Ульфилу, который перевел Святое Писание  на готский язык. [4, с. 15].

   В заключительный период черняховской культуры (IV-V вв.) особым свидетельством проникновения христианства на территорию края становятся материалы погребального обряда, отличавшегося от иных видов погребения (телосожжения, телоположения в глубоких ямах, ориентированных по линии север-юг [5, с. 20-21]) новым типом. Это преимущественно безинвентарные ингумационные захоронения, ориентированные по линии запад-восток. Такие захоронения часто располагаются отдельными компактными группами и соседствуют с захоронениями северной ориентации и захоронениями с кремацией. Следует сказать, что такие захоронения в полной мере отвечают христианскому духу ритуала, который, в свою очередь, тесно связан с вероучением о страшном суде (Мф. 25, 31-46), согласно которому умершего необходимо хоронить лицом к восходу солнца. Такого рода захоронения в черняховской культуре дают основания говорить о массовом распространении новой религии на этой территории и существовании христианских общин [19, с. 186].

   Дополнительным свидетельством проявлений христианской религии на территории региона являются археологические находки из черняховского поселения в Комарове. В этой местности за пределами римского лимеса обнаружена мастерская по изготовлению изделий из стекла. По мнению Ю.Л. Щаповой, это свидетельствует о последовательном и активным процессе христианизации края, ведь наличие в поселении производства такого рода не было характерным для первичной периферии [27, с. 141-142]. Такая посуда могла применяться при совершении различных богослужений в ранней Церкви, особенно для проведения таинства Евхаристии. На этой территории были также обнаружены остатки каменного дома. Пол выложен каменными плитами разной формы. Как выяснилось, сооружение было покрыто черепицей, а окна, возможно, застеклены. Кроме этого, обнаружены черепки глиняных посудин [25, с. 67-79]. Вместе с тем, вышеупомянутый факт представляет загадку: дома такого типа не характерны для носителей черняховской культуры. Поэтому можем предположить, что каменные дома имели особое назначение и могли служить первыми христианскими храмами того времени.

   Итак, доказательством проникновения христианской веры на территорию края служит ряд археологических находок, с помощью которых можно проследить эволюцию христианских общин, их обрядово-культовую практику и принципиальные особенности проведения богослужений.

Анализируя процесс проникновения христианства на территорию края, а также наблюдая за эволюцией событий того времени, которые предоставили нам ряд исторических источников и археологических материалов, автор пришел к таким выводам:

–        во-первых, несмотря на массовые гонения, новая религия в І в. Начала широко распостраняться среди населения Римской империи, поскольку, вобрав в себя прогрессивные для того времени гуманистические взгляды, приобрела способность удовлетворять потребности различных социальных слоев и утвердилась не только в крупных городах и провинциях, но распространилась среди племен первичной периферии позднеантичного мира;

–        во-вторых, распространению христианства содействовала миссионерская деятельность ее подвижников: апостолов и их ревностных последователей, которые торговыми путями проникали в самые отдаленные уголки тогдашнего мира;

–        в-третьих, во ІІ веке Дакия (часть земель современной Буковины) была завоевана римским правителем Траяном, после чего ее территория стала провинцией империи, а значит, и территорией для раннехристианских общин;

–        в-четвертых, все гипотезы о проникновении христианства на территорию региона, которые автор приводит в тексте, носят проблемный характер, поскольку анализируются исследователями по-разному;

–        в-пятых, при исследовании такого рода вопросов более основательный ответ предоставили археологические материалы, относящиеся к черняховской культуре.

   Итак, вопрос о проникновении христианских общин на территорию края носит спорный характер – ведь мысли историков, этнографов, археологов довольно часто разнятся. Несмотря на целый ряд исследовательских работ по указанной проблематике как австрийских, так и современных историков, мы можем лишь сделать некоторые предположения. Поэтому точное место оседлости общин и время проникновения новой религии на территорию края все же остаются загадкой.

 

Литература

  1.  Біблія. Книги Святого Письма Старого й Нового Завіту; [Четвертий повний переклад з давньогрецької мови ієромонаха о. Рафаїла (Романа Турконяка)]. – К : Українське біблійне товариство, 2011. – 1216 с.
  2. Арсеній, еп. Псковській. Изслѣдованія и монографіи по исторіи молдавской церкви / Аркадій, еп. Псковській. – СПб : Типографія Ф.Вайсберга и П.Гершунина, Екатерин. кан., №71-6,  1904. – 584 с.
  3. Балух В.О. Святий Андрій Первозванний  і проблема християнізації східноєвропейських земель / В.О.Балух, Б.М.Боднарюк // Питання стародавньої та середньовічної історії, археології й етнології. – Чернівці, 2000. – Т.3. – С.100-120.
  4. Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси / М.Ю.Брайчевский. – К. : Наук. думка, 1989. – С.13-15.
  5. Буковина. Історичний нарис / С.Костишин, В.Ботушанський, О.Добржанський, Ю.Макар, О.Масан, Л.Михайлина. - Чернівці: Зелена Буковина,  1998. – 418 с.
  6.  Голубинский Е. Краткій очеркъ исторіи православних церквєй: Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-валашской / Е.Голубинский. – М. : Университетская типографія (Кратков), 1871. – 728 с.
  7.  Голубинский Е.Е. История Русской Церкви / Е.Е.Голубинский : В 4-х т. – М., 1998. – Т.1. – С. 34-35.
  8.  Грушковський І.М. Віхи історії рідної землі. Публіцистичні статті / І.М.Грушковський. – Вижниця : Черемош, 2006. – 100 с.
  9.  Добржанський О. Хотинщина: історичний нарис / О.Добржанський, Ю.Макар, О.Масан. – Чернівці : Молодий буковинець, 2002. – 464 с.
  10. Жуковський А. Історія Буковини / А.Жуковський. – Чернівці : Редакційно-видавничий відділ облполіграфвидаву, – 1991. – Ч.1. – 106 с.
  11. Иоан-Аурел Поп. История Румынии / Иоан-Аурел Поп, Иоан Болован. – М. : Весь мир, 2005. – С. 53-54.
  12. Кайндль Р.Ф. Історія Чернівців від найдавніших часів до сьогодення / Р.Ф.Кайндль. – Переклад з нім. В.Ю.Іванюка. – Чернівці : Зелена Буковина, 2005. – 300 с.
  13. Кайндль Р.Ф. Русини на Буковині / Р.Ф.Кайндль, О.Манастирський. – Переклад з нім. В.Ю.Іванюка. – Чернівці : Зелена Буковина, 2007. – 192 с.
  14. Купчанко Г. Буковина и еи русски жители / Г.Купчанко. – Вѣдень, 1895. – 52 с.
  15. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе / В.В.Латышев. – Греческие писатели. – С.Петербург, 1890. – Т.1. – 682 с.
  16. Лашков Н.В. Бессарабия. К столетию присоединения к России. 1812- 1912 гг. / Н.В.Лашков. – Географический и историко-статистический обзор состояния края. – Кишенев, 1886. – С. 23-25.
  17. Мисько Ю. Про час запровадження християнського світогляду на землі сучасної Буковини // Питання стародавньої та середньовічної історії, археології й етнології. – Чернівці : Золоті литаври, 2000. – Т.3. – С. 184-192.
  18. Нариси з історії Північної Буковини / Редкол. : Ф. П. Шевченко (відп. ред.) та ін. АН УРСР. Ін-т соціальних і економічних проблем зарубіжних країн; Ін-т історії. – К.: Наук. думка, 1980. – 340 с.
  19. Нидерле Л. Славянские древности / Л.Нидерле. – М., 1956. – С. 38-40.
  20. Огієнко І.І. Українська церква : у 2 т. : Нариси з історії укр. православ. церкви / І.І.Огієнко. – К. : Україна, 1993. – Т. 1–2. – 284 с.
  21. Петру Маіор. Історія про походження румун / Петру Маіор. – К., 1996. –  С. 11-13.
  22. Пивоваров С. Християнські старожитності в межиріччі Верхнього Пруту та Середнього Дністра / С.Пивоваров. – Чернівці : Зелена Буковина, 2001. – 152 с.
  23. Свинциска И.С. От общины к церкви (о формировании христианской церкви) / И.С.Свинциска. – М. : Политиздат, 1985. – С. 158-175.
  24. Свинциска И.С. Раннееи християнство: страницы истории / И.С.Свинциска. – М. : Полит. л-ра, 1985. – С. 161-175.
  25. Смішко М.Ю. Поселення ІІІ-IV ст. н.е. із слідами скляного виробництва біля с. Комарів Чернівецької області / М.Ю.Смішко // МДАПВ. – 1964. – Вип. 5. – С. 67-79.
  26. Филіппід Д. Історія древньої Румунії / Д.Филіппід. – СПб, 1816. – 142 с.
  27. Щапова Ю.Л. Европейские сосуди Византии IV-XII вв. (характеристика отношений по находкам стекла) / Ю.Л.Щапова // VI Международный конгрес славянской археологии. Тезисы советской делегации. – М., 1990. – С.141-142.
  28. Tertullian. Adversus Judaeos / Tertullian : Cap. VII Cursus Complet., t. II, p. 6111. – S. 46.


[1] Дакия – государство племени даков, которые населяли понизовье Дуная. Во ІІ в. Дакия была завоевана римским правителем Траяном, после чего ее территория стала провинцией империи. Дакия – совремнная западная часть Румынии.

[2] Черняховская культура происходит от названия с. Черняхов Кагарлицкого района Киевской области, где впервые исследованы памятники культуры этого типа.



Создан 05 дек 2016



Київська православна богословська академія cerkva-snt.at.ua свящ. Богдан Сливка Церква.info: Офіційний веб-сайт УПЦ Київського Патріархату bogoslov.cv.ua